Академизм (фр. academisme) — направление в
европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в
период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой
академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй
половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам
классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как
рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Жан Огюст Доменик Энгр, 1856, Музей Орсе
|
Академизм помогал компоновке объектов в
художественном образовании, восполнял в себе традиции античного
искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом
норму красоты.
К представителям академизма относят Жана Энгра,
Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни,
Александра Иванова, Карла Брюллова в России.
Для русского академизма первой половины XIX века
характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль,
многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны
библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной
ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким
техническим мастерством.
Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в
композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего
творчества за пределы канонического академизма. В ходе своего развития
во второй половине XIX века российская академическая живопись включила
в себя элементы романтической и реалистической традиций. Академизм как
метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества
"передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи
стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.
Понятие академизма в настоящее время получило
дополнительное значение и стало использоваться для описания работ
художников, имеющих систематическое образование в области визуальных
искусств и классические навыки создания произведений высокого
технического уровня. Термин "академизм" сейчас часто относится к
описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету
художественного произведения.
В последние годы в западной Европе и США возрос
интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке.
Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких
российских художников, как Илья Глазунов, Александр Шилов, Николай
Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.
Художники академисты:
- Жан Энгр
- Поль Деларош
- Александр Кабанель
- Уильям Бугеро
- Жан Жером
- Жюль Бастьен-Лепаж
- Ганс Макарт
- Марк Глейр
- Фёдор Бруни
- Карл Брюллов
- Александр Иванов
- Тимофей Нефф
- Константин Маковский
- Генрих Семирадский
Портрет Петра I, Поль Деларош, 1838
|
«Всадница», Карл Брюллов, 1832
|
|