Разговор о свете логично начать с рассмотрения того, что служит его источником.
Существует различное множество источников света, одни из них естественные:
солнце луна, звезды; другие – искусственные: огонь, лампа накаливания. Солнечный
свет наиболее естественен и привычен, и человеческий глаз лучше к нему
приспособлен. Электрический свет содержит в своем составе больше лучей
длинноволновой части спектра и в силу того имеет несколько желтоватый оттенок,
что заметно сказывается на восприятии цвета объектов, освещенных этим цветом. В
зависимости от своей величины, мощности и степени удаленности от освещаемых объектов
источники образуют различные условия освещенности, разнообразные световые
эффекты.
Главное, чем
источник света может интересовать художника, - это то, что он определяет
систему освещенности изображаемой предметной ситуации. Меняя свое положение по
отношению к предмету, источник света по-разному определяет характер
распределения светотени на предмете. Когда он расположен на оси зрения наблюдателя,
то
есть фронтально относительно освещаемого предмета, то создаваемое им в этом
случае освещение дает возможность отчетливо видеть как очертания общей формы
предмета, так и контуры отдельных его частей, а также фактуру поверхности,
градации светотени и цвета. Но при этом снижается видимая объемность формы и
хуже прочитывается пространственная глубина, так как разница в яркости между
освещенной частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник занимает
диаметрально противоположное по отношению к точке зрения наблюдателя место,
находясь за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято
называть "контражуром", - предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь
оказывается в зоне тени, и его детали будут слабо различимы; при этом контраст
между сильно освещенным фоном и затененной передней поверхностью предмета четко
разделит видимое на два пространственных плана.
Концентрированный
свет, излучаемы точечным источником, в наибольшей мере характеризует
объемно-пластические качества модели. Художник,
стремившийся к выражению пластической формы, к пластическому идеалу, как
правило, прибегал к освещению модели четко направленным светом. Чаще же всего
поэтому живописцы изображают предметы при боковом освещении – оно наиболее
четко выявляет объемную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом
освещении предмет визуально разделяется как бы на две части – освещенную и
затененную, находящиеся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной
стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой – стремятся к единству, основой
которого служит принадлежность общей объемной форме.
Рассеянный же
свет уплощает форму, создает мягкость и пространственность и потому более
импонирует художникам с собственно живописными устремлениями.
Наибольшими
возможностями для выявления пластических особенностей формы обладает верхний
свет, при котором отсутствует заметное разграничение света и тени и все части
объемное формы воспринимаются равномерно освещенными.
|