Кубизм (Cubism), модернистское течение в
живописи 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и
связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо
"Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные,
огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм
означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры,
преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо
и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её
на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым
формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего
периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг.),
сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна.
Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём
(Пикассо "Три женщины", 1909 г.).
Следующий период (1910-1912 гг.) называют
"аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко
отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на
холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха",
1912 г.).
В последнем, известном как "синтетический" Кубизм,
картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо
"Харчевня", 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в
рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие
коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. 1-я
мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их
творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на
футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм. Влияние кубизма в изобразительном
искусстве продолжалось до 1960-х годов.
|