Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль,
манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства.
Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который
характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и
утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков,
полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало
упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого
Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем,
термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны
метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В
результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами
итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами
Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).
О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля,
когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств
выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более
изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур,
напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты,
связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В
ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве
которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются
причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К
ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в
архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но
часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и
классическим традициям.
За пределами Италии маньеристами иногда называют
представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16
века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль
Греко в Испании. В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется
ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так,
"маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна
витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование
причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример -
двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг.) Джона Лили, породивший термин
"эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль.
В музыке "маньеристским" считается, например, творчество итальянского
композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи
произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и
яркой экспрессией.
|