Барокко (Baroque art.), стиль европейского
искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко"
вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный
оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к
португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее
время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения
стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и
рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От
маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую
эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты
обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Самые характерные черты Барокко - броская цветистость
и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь
обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль
Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а,
например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков
традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских
художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные
работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.
Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и
стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством
вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым
видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629
гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его
главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).
Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини,
чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к
1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи,
скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви
Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).
Самыми видными итальянскими современниками Бернини в
этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и
архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель
Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в
Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции
барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в
области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко
искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой
стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних
странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании
и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства,
названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более
консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство
расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало
не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта,
чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко
искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии,
а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства
прославления королевской власти. Его советником в этой области был
Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими
во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием
пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного
искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния
искусств.
Барокко искусство способствовало созданию театральных
эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными
сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному
британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было
заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и
Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ
Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в
величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского
госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным
палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более
легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в
Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.
|