Романизм (от Roma — Рим) — эклектическое
течение в нидерландской живописи XVI в., появившееся благодаря
расширению культурных связей с Италией. Романизм стремился соединить
нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского)
Ренессанса, а затем и маньеризма.
Обращение нидерландских живописцев к изучению
художественных решений итальянцев было явлением закономерным ввиду
известного кризиса, переживаемого нидерландской художественной
культурой на рубеже XV—XVI вв., и в то же время естественным обменом
художественного опыта, столь обычного у художников. Эти попытки
сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый
разнообразный характер, от прямого подражания до коренной творческой
переработки, и зависели от степени талантливости и оригинальности
дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты
из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных
произведений, обладающих самостоятельной и высокой художественой
ценностью.
Романизм оказал воздействие на творчество
антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса
(1465—1530), на крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в. Луку
Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи
и гравюре, а также на Йоса ван Клеве, но характернейшим выразителем
особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480 — ок.1536).
Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал
существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил
нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями,
интересом к обнажённой натуре, новыми решениями композиций, знаниями
перспективы и анатомии. Родился новый тип художника — гуманистически
образованного, увлечённого различными отраслями знания.
Вместе с тем романизм привёл к такой степени
интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась
национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла
собственно творческое начало и делала искусство холодным. Развитие
романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало
значительное влияние на декоративное искусство, особенно на создание
шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились
мифологические, батальные, охотничьи сюжеты, которые изображались с
правильным построением перспективы, использованием объёмных фигур.
|