Выпускаемый
багет для изготовления рам иногда не удовлетворяет необходимым декоративным
требованиям, и художник вынужден заново делать багет требуемого профиля и
отделки или изменять цвет и декоративную орнаментальную отделку существующего багета.
Создание багета
начинают с изготовления профилированной рейки, для которой применяют сухую
древесину мягких пород: липу, осину, ель или сосну. Профилированный багет
изготовляют фасонным рубанком, при этом следует избегать глубоких и узких
вырезов в багете.
Приготовленный
багет проклеивают горячим клеем. По высыхании клей должен полностью впитаться в
древесину. Затем производят еще 2-3 проклейки, каждый раз разбавляя клей
дополнительно водой (25% воды от объема клея). Для проклейки применяют столярный
клей 400 г сухого клея, его замачивают на сутки в воде и варят в 2,8 л воды
(считая и воду, пошедшую на замачивание клея). Необходимое количество клея
наливают в металлическую посуду, разбавляют на 50% водой и нагревают на водяной
бане.
После впитывания
клея древесиной и ее высыхания приступают к нанесению левкасного грунта на
багет. Левкас для багета приготовляют следующим образом: в горячий столярный
клей насыпают просеянный мел или гипс. Когда мел пропитается клеем, клеевую
массу протирают через сито. Левкас наносят шпателем. Высохший левкас
выравнивают шкуркой и снова проклеивают 6-8 - процентным раствором клея, затем
окрашивают в необходимый цвет или бронзируют.
Для
изготовления орнаментированного багета орнаменты лепят из пластилина и снимают
гипсовые формы. Высохшие гипсовые формы покрывают шеллачным или масляным лаком
и дают лаку полностью высохнуть. Гипсовые формы перед формовкой смазывают
вазелином и формуют орнаменты из мастичной массы. Мастичную массу готовят из
столярного клея, мела или гипса, олифы, канифоли и измельченной бумаги.
Предварительно
варится крепкий столярный клей (перед варкой клей дробится и замачивается на
сутки в воде, на 1 литр воды берется 750 г плиточного клея). В горячий готовый
клей добавляют 15-20% мелко нарезанной газетной бумаги, которую предварительно
размачивают в воде. Затем в клей добавляют 2-3% олифы и расплавленную канифоль,
которую берут из расчета 10-15% к объему клея. Приготовленную массу тщательно
размешивают, выливают в плоскую посуду (противень) и пересыпают мелом,
замешивая ее до консистенции замазки, чтобы масса не застыла, ее подогревают на
водяной бане.
Приготовленная
мастика набивается в смазанные вазелином гипсовые формы, где она слегка
затвердеет. Отформованная мастика, будучи ещё эластичной, приклеивается
столярным клеем на раму. Полностью высохнув, мастика становится очень твердой и
прочной. После наклеивания орнаментов на раму приступают к ее окрашиванию
или бронзированию.
Краска
бронзовая. Кроме бронзовых и алюминиевых порошков, производится и готовая
бронзовая краска, представляющая собой суспензию бронзового порошка в
канифольно-масляном лаке. Растворителем краски является бензин.
Краски
бронзовые и алюминиевые на нитролаке. Краски бронзовые и алюминиевые
представляют собой суспензию бронзовой или алюминиевой пудры в специальном
нитролаке. Краски бронзовые, марки ВПК, и алюминиевые, марки ПАК-3, выпускаются
в виде двух компонентов: нитролака и бронзовой или алюминиевой пудры. Порошок с
нитролаком смешивают непосредственно перед употреблением. Краску можно наносить
кистью и краскораспылителем.
Бронзовая
фольга. Для полиграфических и других предприятий выпускается металлическая
фольга, предназначаемая для тиснения по дереву, по коже и изделиям из
пластических масс. Фольга выпускается самых различных цветов и оттенков:
красная, оранжевая, синяя, фиолетовая, зеленая, желтая и др. Все эти виды
фольги могут быть использованы для отделки багета для рам.
Окрашивание
бронзового порошка. Для окрашивания бронзового порошка в различные цвета и
приготовления бронзовых красочных составов используют органические красители.
Окраску порошков производят следующим образом: бронзовый порошок обрабатывается
спиртовым раствором органического красителя, после чего к смеси при постоянном перемешивании
добавляют спиртовой раствор танина. Тщательно перемешанную смесь отстаивают,
фильтруют через бумажный фильтр; окрашенный порошок сушится при комнатной
температуре.
Для
приготовления бронзового красочного состава смешивают бронзовый порошок с водой
и раствором связующего до образования однородной суспензии. В качестве
связующего применяют высококачественный столярный клей, технический желатин или
казеиновый клей, а при необходимости усиления цвета добавляют органический
краситель.
Изготовление
форм для орнаментов на багете из специальных пластических масс. Изготовление
форм (матриц) из полиметакралата или эпоксидной смолы (марок ЭД-5 или ЭД-6)
дает возможность пользоваться прочными постоянными формами и для формования
мастичной массы, и даже для прессования из тонких листов металла орнамента для
багета.
Основными
компонентами для изготовления форм из полнметакралата являются: метилметакрилат
(мономер) В-4 - 8%, полиметакрилат Л-1 порошок (бисерный) - 62%, перекись
бензоила-2%, диметиланилин - 1,5% или диметилпартолуиндин - 1%.
Формы
отливаются по гипсовым моделям, для чего высушенные - гипсовые модели
покрываются жидким крахмальным клейстером, служащим разделительным слоем при
снятии форм с моделей. Формы в процессе их отливки армируются несколькими
слоями стекловолокна (6-S слоев), что в значительной степени упрочняет их,
прочность таких форм приближается к прочности низкоуглеродистой стали. Для
матриц применяют и другой вид полимеров, отличающихся еще более высокой
прочностью. Таким полимером является эпоксидная смола холодного отвердения:
марки ЭД:5 или ЭД-6. Формы из смолы также отливаются по сухим гипсовым моделям,
покрытым лаком, например лаком на основе поливинилового спирта, полиамидного
лака-543 или воском, растворенным в пинене.
Для подготовки
смолы к отливке в нее вводят от 8 до 12% отвердителя - полиэтиленполиамина или гексаметилендиамида
от 6 до 15% и пластификатор - дибутилфталат от 5 до 8% от массы смолы.
Для упрочнения
матриц их армируют в процессе отливки 6-8 слоями стекловолокна или вводят
прочный наполнитель, например кварцевый песок - 100-150% от веса смолы.
Матрицы
отливают в стальных обичайках соответствующей формы или в кольцах от
шарикоподшипников, что также повышает их прочность. Тонкие листы металла
толщиной 0,2-0,3 мм, например латуни, меди, алюминия; могут выдавливаться на
ручном винтовом прессе. Пуансоном, вдавливающим металл в матрицу, служит
толстая микропористая резина, на которую кладется металлическая плитка. Резина
легко вдавливает металл в матрицу. При отсутствии пресса металл
"чеканят", применяя "чеканы" - подбойки, вырезанные из
бука. Если металл окажется жестким, то его отжигают. Медь отжигают при
температуре 650-750°, латунь - 620-650°, алюминий - 370-400°.
|