Колористические
возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от
качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология
живописи. Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно
высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно
являются следствием незнания техники живописи и материалов или
низкокачественных грунтов.
Пожухание
- ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск,
становится глухой, черноватой. Причина пожухания - потеря пигментами связующего.
Пожуханию способствует:
- чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
- пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
- нанесение красок на еще не просохший красочный нижележащий слой;
- избыток в связующем воска или разбавителя;
- очень малое количество масла в красках;
- очень медленное высыхание живописи;
- отсутствие связи между маслом и пигментом.
Для
предупреждения пожухания рекомендуется наносить краски на вполне просохший
красочный слой. Сухой красочный слой следует предварительно обрабатывать лаком
"Ретушь", в краски необходимо добавлять лаки или уплотненное масло №
1 или № 2; не злоупотреблять разбавителями. Для частичного устранения пожухания
живопись протирают уплотненным маслом № 1 или № 2, а затем ретушным лаком.
Почернение
или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под
воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или
пожелтение наступает:
- в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
- при применении осмелившегося пинена;
- при избытке масла в краске;
- при чрезмерном применении масляного копалового лака;
- при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом
синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым "ЖХ" и
др.;
- под воздействием сернистых газов и сероводорода;
- от сырости, недостатка света при высыхании красок.
Для частичного
устранения почернения может быть рекомендована протирка живописи уплотненными
маслами № 1 или № 2, а затем лаком "Ретушь".
Кракелюр
- трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с
острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же
глубоким. Образование кракелюра вызывают:
- не выдержанные необходимое время грунты;
- прописка по полусырому красочному слою;
- переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
- трещины в грунте;
- чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
- преждевременное покрытие лаком картины;
- колебания влажности и температуры воздуха;
- механические повреждения холста.
Для ликвидации
такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа
реставратора.
Отслоение
живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто
старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия - сцепление
свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Для сцепляемости
краски с сухим живописным слоем его предварительно прошкуривают - делают
достаточно шероховатым - и затем тщательно обрабатывают лаком
"Ретушь".
Меление
красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего - масла.
Меление красок
происходит:
- при тянущем грунте;
- когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
- когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
- краски,
у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам
относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая
"ЖХ", кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок
часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления
красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление
рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание
- сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок,
что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
- краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
- для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования);
- разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший живописный нижележащий слой;
- колебания температуры и влажности воздуха.
Помутнение
живописи происходит:
- при потере красками связующего;
- при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
- при применении окислившегося пинена;
- при применении прогорклого масла.
Для устранения
помутнения живопись протирают лаком "Ретушь" или уплотненными маслами
№ 1 или № 2. При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают
над парами спирта.
Покоребленность
(деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной
поверхности.
Складки
образуются:
- при слабой натяжке холста;
- при неправильно сделанном подрамнике;
- при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
- при резких изменениях температуры и влажности воздуха.
Обычно складки
представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность
холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника.
Для устранения покоробленное
холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия
(нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не
устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки.
Покоробленность - серьезное повреждение холста и часто требует вмешательства
реставратора.
Вмятины
образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и
т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин
образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается
при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.
|