Багет бывает самых разных профилей, с различной
декоративной отделкой: орнаментами, различных цветов, лаковыми и
бронзированными покрытиями, а также из различных пород дерева. Художественная
ценность багета в большой степени зависит от профиля и рисунка рельефа. В
зависимости от ширины багет называют узким (до 40 мм) и широким, в зависимости
от толщины - низким и высоким. Длина багета может быть от 1 до 4,5 м.
Лицевая
поверхность багета, изготовленного из твердых пород (дуб, бук и др.),
покрывается прозрачным лаком или полируется. Багет из мягких пород древесины
(сосны, ели и др.) отделывают непрозрачными покрытиями или чаще всего покрывают
бронзовым порошком. Перед таким покрытием на лицевую поверхность багета наносят
несколько слоев левкасного грунта (мел с клеем), нередко наклеивают тисненый
рельеф, имитирующий резьбу, изготовленный из мастики (смеси мела, клея и
олифы). Бронзированный багет, имитирующий старую бронзу (в бронзу добавляют
графитовую пудру и порошок окиси хрома), называют патинированным.
Для
предохранения от повреждений багет хранят завернутым в бумагу.
Выбор
багета. При выборе багета для рамы в первую очередь нужно обращать внимание
на сухость древесины и отсутствие деформации брусков. В зависимости от размеров
картины, колористических особенностей, темы и других данных подбирается цвет,
профиль, орнамент, высота, необходимая для создания определенной глубины
картины, вмонтированной в раму.
Рама, обрамляя
картину, своим цветом и декоративной отделкой должна быть гармонически связана
с картиной, в то же время она не должна выделяться, отвлекать внимание зрителя
от живописного произведения, а должна дополнять и украшать его. Вот те основные
правила, которыми следует руководствоваться при выборе багета для рамы к
живописному или графическому произведению.
Определение
длинны багета. Требуемая длина багета рассчитывается следующим образом,
картина измеряется по периметру, и к этой длине прибавляется ширина багета,
умноженная на 8. Это необходимо потому, что для образования углов рамы
вырезается восемь угловых кусков из багета.Так если для картины размером 70 х
100 см необходим багет шириной в 15 см, то расчет ведут следующим образом: 70 +
70 + 100 + 100 + (15 х 8) = 460 см.
Изготовление
рамы из багета. Бруски багета после спиливания углов в стусле связывают в
раму, соединяя углы на "ус". Подготовленные бруски багета кладут
на что-либо мягкое (например, поролон), чтобы не повредить декоративную
отделку. Углы рамы склеивают, смазывая срезы, густым горячим столярным или
казеиновым клеем (можно применять и цементно-казеиновый клей). После склеивания
раму аккуратно стягивают прочным шпагатом, а углы (при применении столярного
клея) соединяют длинными, тонкими гвоздями, наметив шилом отверстия для
гвоздей. При закреплении углов рамы следует проверить, нет ли перекосов.
Отсутствие перекоса проверяют по диагоналям с угла на угол. Затем углы рамы,
если это необходимо, усиливаются фанерными накладками в виде прямоугольных
треугольников; накладки приклеивают и прибивают небольшими гвоздиками.
Если рама
больших размеров, то ее углы склеивают цементно-казеиновым клеем и для усиления
стягивают стальными накладками с отверстиями для шурупов. Существуют и другие
способы стягивания углов рам, например специальными винтами.
Пропиливание
углов рам в стусле.
Делая рамы для
багета для обрамления живописных или графических работ, надо следить, чтобы не
было зазоров, и углы плотно прилегали друг к другу. Для точного соединения
углов рам под углом в 45° применяют стусло, обычно изготовляют из бука. Скрепленное
в виде коробки, стусло пропиливается ножовкой накрест под углом 45°, а один паз
- вертикально для обрезания багета по торцу.
Ножовка,
которая применялась для пропиливания пазов в стусле, должна использоваться
постоянно, чтобы зазоры пропилов в стусле были одного размера. Это даст
возможность точно спиливать углы в багете под углом в 45° и получать точные
соединения углов багета.
|