Анималистический жанр (от лат. animal –
животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом
является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как
правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в
первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в
том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки,
Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются
изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего
Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи,
пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности
и эллинизма.
Собственно анималистическийжанр появился в Китае в
периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были
распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских
легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи
Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.
Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во
многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные
выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17
в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и
Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).
В дальнейшем в произведениях мастеров
анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к
точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон
во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим
восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с
декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие
в анималистическом жанре называются анималистами.
|