Бытовой жанр, один из основных жанров
изобразительного искусства, посвященный изображению частной и
общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с
глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах
Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях,
мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в
особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.
Предпосылки для этого были заложены в искусстве
Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями
религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в
Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах,
братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале
16 вв. Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо,
Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а
в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для
выражения глубочайших мировоззренческих идей. В 17 в. окончательно
сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и
самое ценное явление жизни.
Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное
жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса,
любование здоровой, естественной красотой простых людей– для
"бодегонес" Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились
классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и
крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох,
Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни
вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт. Во Франции в 18 в.
бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф.
Буше), "галантными сценами", в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли
эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений,
сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими
полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.
Социально-критическому направлению в бытовом жанре
положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы
английского общества. В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в
искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид
Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава
Утамаро, Кацусика Хокусай). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем
социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и
живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и
пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г.
Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии,
Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.). Во 2-й половине
19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар)
утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть
как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность
облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество
дало толчок к более свободному толкованию жанра,
непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в
Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).
На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма,
символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра:
бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная
конкретность изображения уступает место живописной экспрессии,
монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в
Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.). Художники, работающие
в бытовом жанре, называются жанристами.
|