Исторический жанр, один из основных жанров
изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и
современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто
переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый
историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции),
пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция
Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических
воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением
научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).
Его зачатки восходят к условно-символическим
композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам
Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам
древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр
начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения – в
батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А.
Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном,
вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я.
Тинторетто. В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр
выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и
собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип
торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и
полные этического пафоса и внутреннего благородства картины,
изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).
Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в.
произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического
конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность,
П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией
и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о
событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего
драматизма композициях. Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения,
историческому жанру придается воспитательное и политическое значение:
картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали
воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к
революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он
изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым
действительность и историческое прошлое.
Тот же принцип лежит в основе исторической живописи
мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также
испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным
восприятием драматичности исторических и современных общественных
конфликтов. В 19 в, подъем национального самосознания, поиски
исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в
исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В.
Мадарас), Польши (П. Михаловский). Стремление к возрождению духовности
средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер
творчества назарейцев в Германии и прерафаэлитов в Великобритании.
С 1830–1840-х гг. получили также распространение
салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность
с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных
деталях воссоздававшие "колорит эпохи" (П. Деларош и Э. Месонье во
Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.). В середине – 2-й половины 19 в.
со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и
нравы 18 в. А. фон Менцель в Германии, идеи национального возрождения
питали историческую живопись Я. Матейко в Польше, М. Мункачи в Венгрии.
К конце 19 в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой,
символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика
О. Родена во Франции, Й.В. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма
и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических
композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в
Швейцарии).
|